В январе 2025 г. была опубликована новая статья специалиста по бурому медведю Камчатки В.Н. Гордиенко. Предлагаем ознакомиться.
Камчатский край остается самым населенным медведями регионом России. Хотя инструментальные оценки медвежьего поголовья не проводились с 2015 года, не вызывал сомнения факт постоянного роста его численности в последнее десятилетие. С экспертной оценкой количества медведей в регионе в 24 тысячи особей на начало 2024 года [2] скорее всего следует согласиться. Однако, имеются основания предположить, что этот рост не был перманентно плавным. Отдельные годы в обозримом прошлом характеризовались дефицитом потребляемых медведем кормов в некоторых районах Камчатского края. Такие сезоны отличались повышенной активностью хищников, возросшей интенсивностью миграций, кратным увеличением количества конфликтных ситуаций с соответствующим повышением уровня смертности животных от различных причин, наличием «шатунов» в зимний период. Так в 2013 г. только официально в крае зарегистрировано было 140 вынужденных отстрелов медведей, тогда как в среднем ежегодно эта цифра не превышала 50-70 особей. Этот год был назван «по настоящему трагическим для медвежьего населения Камчатки» [1]. Тем не менее, в 2019 г. количество официальных вынужденных отстрелов достигло 160 особей. Неоднократно доводилось сталкиваться с информацией об отстреле летом-осенью 2019 г. лишь в окрестностях поселений на юге Усть-Большерецкого района Камчатского края нескольких сотен (до 600) зверей. С учетом естественной смертности, гибели животных от каннибализма и истощения, потери медвежьего поголовья в указанные сезоны могли исчисляться не одной тысячей особей, однако в официальной статистике эта динамика, несомненно, имевшая место, своего отражения не нашла.
Прошедший, 2024 год должен стать новой точкой отсчета численности бурого медведя для Камчатского полуострова. По данным на конец 2024 года официально в крае в границах населенных пунктов и в порядке регулирования численности было отстреляно 428 конфликтных медведей. Почти такое же количество (440) было добыто в процессе спортивной охоты. Положение дел было настолько серьезным, что в краевом центре из-за нашествия медведей вводили режим повышенной готовности, установили круглосуточное дежурство межведомственных оперативных групп, а администрация города учредила значительные денежные поощрения для охотников-волонтеров, участвующих в работе этих групп. Итогом такой деятельности стала ликвидация в черте Петропавловск-Камчатского городского округа 51 (пятидесяти одного) опасного хищника. Помимо этого, значительное количество косолапых было отстреляно в г. Вилючинск (59), Елизовском муниципальном районе (185), Мильковском муниципальном районе (33) – в основном в с. Мильково и его окрестностях, и в с. Эссо, где значительное количество вынужденных отстрелов просто не регистрировалось. Наибольшее число проблемных медведей было уничтожено в сентябре и октябре. Повсеместно в охотничьих угодьях центральной Камчатки фиксировались случаи медвежьего каннибализма.
Названные цифры, уникальные сами по себе, характеризуют остроту возникшего кризиса далеко не в полной мере. Имеющаяся неофициальная информация о количестве конфликтных ситуаций свидетельствует о, как минимум, двукратном занижении количества вынужденных отстрелов проблемных хищников из-за нежелания исполнителей заниматься документальным оформлением инцидентов и официальной утилизацией туш уничтоженных животных. С учетом незаконной, а также незарегистрированной вынужденной добычи, в прошедшем сезоне вне рамок официального лимита было предположительно изъято порядка тысячи - полутра тысяч косолапых.
По нашему мнению, причиной сложившейся ситуации в общем стал критический недостаток большинства (местами – всех) видов кормов для медведей на значительной части территории полуострова, предположительно от широты п. Козыревск на севере до широты р. Опала (весьма условно) на юге. Дефицит кормов вызвал с середины лета резкое усиление мобильности подавляющего большинства особей на данной территории, возникновение локальных миграций значительной части медвежьего поголовья, передел индивидуальных участков обитания. Как следствие, часть животных переместилась на территорию по соседству с человеческими поселениями и в поисках корма и пригодных для cуществования местообитаний создала непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан. От нападений медведей два человека погибли и как минимум двое получили ранения. Помимо уже произошедшего ожидаемо должна была последовать массовая гибель медведей в период зимовки, поскольку большая их часть (судя по состоянию подавляющего большинства вынужденно отстрелянных животных) не имела запасов жира для нормального зимнего сна. Факты «шатания» медведей отмечены очевидцами в Елизовском, Мильковском, Усть-Камчатском районах в декабре 2024 года и уже в январе текущего.
Считаем необходимым выразить несогласие с позицией отдельных исследователей, назвавших главной причиной возникшей напряженности чрезмерно выросшую общую численности бурого медведя на полуострове. Причиной чего ими названа, в свою очередь, интенсивная избирательная трофейная охота, элиминирующая крупных самцов, гарантируя этим рост выживаемости медвежьего молодняка. (Коростелев С.Г., доклад на XXV конференции «Сохранение биоразнообразия Камчатки и прилегающих морей» 14.11.2024 г.). По данным этого же автора в литературе имеются сведения о неблагоприятных во взаимоотношениях человека и медведя временах на Камчатке еще в начале XIX века: в 1816-1818 гг., 1820 г., когда из-за слабых подходов лососей медведи голодали, подолгу не ложились в берлоги, заходили в селения, в том числе и в Петропавловск-Камчатский, убили и ранили несколько человек. В 1817 году на Камчатке застрелили около 5000 (пяти тысяч) медведей, в том числе только в окрестностях Петропавловска – 197 (сто девяносто семь). При тогдашних количестве населения и качестве оружия, можно попробовать представить себе какова была в те годы общая численность хищников и последствия для нее таких неурожайных периодов. Понятно при этом, что такие колебания происходили в отсутствие влияния коммерческой трофейной охоты.
Предположив, что гибель медведей от естественных причин (голод, каннибализм) возросла в прошедшем году относительно средних показателей пропорционально росту количества вынужденных отстрелов (пусть даже только официально зафиксированных), то есть минимум в 6-8 раз, можно ожидать, что осенью 2024 года и зимой текущего на обозначенной выше территории погибло и погибнет не менее половины медведей, а рождаемость значительно снизится. Таким образом Камчатский край в целом к лету потеряет не менее 1/3 медвежьего поголовья.
Следует отметить, что данная катастрофа (правда без детализации масштабов) была фактически предсказана в 2022 г. [3]. Однако, данное предположение осталось без должного внимания научного сообщества и властей, и меры реагирования принимались ими уже по факту возникновения конфликтов.
Список литературы
1. Гордиенко, Т.А., Медведи Камчатки. Основы безопасного общения / Т.А. Гордиенко, В.Н. Гордиенко – Санкт-Петербург: Издательство ЛИГР, 2019. – 124 с. – ISBN 978-5-907207-13-4.
2. Постановление Губернатора Камчатского края от 31.07.2024 № 23 "Об утверждении лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот добычи охотничьих ресурсов, за исключением таких лимитов и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, для Камчатского края на период с 1 августа 2024 года до 1 августа 2025 года" – Текст: электронный // URL:
http://publication.pravo.gov.ru/document/4100202407310008?ysclid=m3i0gis7i8701131324 (дата обращения: 05.01.2025).
3. Примак, Т.И. Бурый медведь Камчатки: динамика численности и вынужденных изъятий в 2017-2021 гг./ Т.И. Примак, А.А. Сельницин // Организмы, популяции и сообщества в трансформирующейся среде: сборник материалов XVII Международной научной экологической конференции – Белгород: ИД «БелГУ» НИУ «БелГУ». – 2022. – С. 146-149. – EDN SQAIYP.
Источник: сборник Всероссийской научно-практической конференции «ЧТЕНИЯ, ПОСВЯЩЁННЫЕ НИКОЛАЮ СЕРГЕЕВИЧУ СВИРИДОВУ» 23 января 2025 г.